Любите своих клиентов. Создавайте резервы. Экономьте с умом. Смотрите на затраты как на инвестиции.
2020
И тогда вашему бизнесу будут не страшны кризисы, спады в экономике и рецессия.
Так считает Зоя Стрелкова – правая рука Сергея Макшанова, руководитель направления «Экономика компании» ГК «ИТ – АРБ Про», автор книг «Генераторы прибыли: ваш бизнес может больше», «Разберись с цифрами, чтобы бизнес приносил деньги», и «Вложить и получить: как не терять деньги на проектах». Ведет модуль по финансам для EMBA, тренинги «Стратегичность повседневности. PIL-подход» (с 2009 года), «Стратегическое управление затратами» (с 2017 года).
6 апреля мы пообщались с ней в прямом эфире, обсудили текущую экономическую ситуацию, действия бизнеса в условиях кризиса и полезные финансовые привычки каждой компании.
Как большинство финансовых экспертов Зоя считает, что никто не знает, что будет дальше. Но уже точно известно – все изменения ускорятся. Те бизнесы, которые и так были не очень не доживут до лета. Пропадут, те кто работал плохо, игнорировал заявки с сайта, грубил клиентам, поставлял товары низкого качества…
Мы все будем выбираться из кризиса, заново себя придумывать. Единственный момент. Непонятно, когда все закончится и насколько придется растягивать резервы. Такой ситуации еще не было в нашей жизни.
В оптимистичном сценарии вирусная история закончится в мае, потом начнется рецессия.
Поэтому пока спад в делах, думаем, как будем работать в во время рецессии. Перетряхнуть себя, посмотреть на бизнес другой стороны.
Переключаем внимание на клиентов. Начинаем любить их еще больше. Расслаиваем их на группы. Кому-то будет хорошо, и даже лучше. Они будут работать. Кому-то перепадет господдержка. Часть клиентов не проснется. Часть будет в сложных обстоятельствах. Должно быть хотя бы 2-3 варианты клиентских групп. Потому что устойчивость бизнеса основана на том, насколько устойчивы наши клиенты
Задаем себе вопрос, есть ли у вас такой продукт, чтобы клиенты смогли выбрать вас. Например, придумайте решение, которое будет помогать экономить.
Также сейчас самое время для автоматизации бизнеса, четкого управления задачами и сотрудниками, анализа клиентов, налаживания управленческого учета, ведений переговоров.
Не стрйте радужных надежд вокруг мер поддержки бизнеса, предложенных Правительством. Их все равно будет недостаточно. Власть не знает, что вам нужно. Налоговые каникулы и налоговые послабления – это уже хорошо. Если что-то дадут берем. Но надеемся на себя. В любом случае.
Начинаем наконец-то создавать резервы. На самом дела - это нужно было сделать вчера. Перестаем жить как стрекозы. Прекращаем тратить деньги бизнеса на свой образ жизни. Те, кто создал хоть какие-то резервы, у кого нет больших кредитов страдают сейчас меньше.
Предприниматель всегда должен быть готов к рецессии, выходу из рецессии и следующей рецессии. Нужно завести дисциплину – с каждой выручки откладывать хотя бы 5% на депозит. Помните: «Лучше обесценивший депозит, чем необеспеченный долг». Резервы собираем на «не дай Бог» и «на мечту». И не усердствуем с кредитами.
В отношении сокращения затрат хорошо думаем. Нужно это делать или нет. Если понимаете, что после выхода в рецессию на ваш продукт будет спрос, тогда сохраняйте свою команду. Если продукта нет. Думайте. Если нет смысла открываться – не открывайтесь. Если кошке не жить, лучше ее не мучать.
Учимся правильно распределять ресурсы и получать отдачу от затрат. Зачем наняли человека. Зачем купили станок. Зачем запустили рекламу. Сначала разбираемся ради чего все, а потом считаем отдачу. Понимаем какая нужна отдача, получим результат. Смотрим на затраты, как на инвестиции.
С оптимизмом смотрим в будущее, не боимся решительных действий. И делаем лимонад из лимонов, которые дает жизнь.