Переговоры с представителем ГИБДД

Каждый водитель в своей жизни вынужден периодически вступать в переговоры с инспектором ГИБДД. Кому-то с этим везет чаще, кому-то реже. Однако готов поспорить, что нет ни одного водителя, имеющего водительский стаж хотя бы несколько лет, которого не останавливали «полосатой» палочкой на дороге.

Подавляющее число автовладельцев всегда отзывается о гаишниках в негативном ключе. Дескать, какие они плохие: то штрафуют, то права забирают, то время с ними теряешь, то что-то требуют. Статья вовсе не о том, как «полюбить» сотрудников ГИБДД, — в ней я хочу поделиться своим опытом взаимодействия с ними.

Сразу отмечу, по своей работе (я адвокат и занимаюсь оказанием юридической помощи преимущественно физическим лицам) мне постоянно приходится взаимодействовать с различными сотрудниками правоохранительных органов, в том числе и сотрудниками, обеспечивающими безопасность на дороге.

Однако в первую очередь я хотел бы поделиться опытом водителя, который получает удовольствие от общения с инспектором.

Неоднократно задумывался над тем, как ведут себя водители в ситуации, когда их останавливает гаишник. Поэтому условно разделил всех автовладельцев по типам поведения  на четыре категории: «арестанты», «трусишки», «знайки» и «уверенные».

«Арестанты». Название категории взято по аналогии с людьми, содержащимися в местах лишения свободы. Я сам, будучи пассажиром, неоднократно наблюдал картину, когда водитель (который в обычной жизни ведет себя и общается совершенно обычно), вдруг начинает «играть» арестанта: «Начальник, сейчас покажу ксиву», «Начальник, если что договоримся», «Начальник, какие проблемы?», «У меня все нормуль, какие предъявы?» и т. д.

Сам разговор сопровождается соответствующей мимикой, жестами, походкой, заискиванием. Согласитесь, что Вы тоже видели таких водителей. Возможно, даже сами иногда избирали подобную манеру поведения с инспектором ГИБДД. Как в этих случаях начинает себя вести инспектор?

Правильно! Если перед ним «правонарушитель», который всем своим поведением показывает, что считает себя виновным — нужно найти нарушение, за которое можно будет «покарать». Именно водителей из данного типа чаще проверяют на состояние алкогольного и наркотического опьянения, досматривают автомобиль, тщательно проверяют все документы, — в общем, проверяют, проверяют и еще раз проверяют.

Раз человек ведет себя заискивающе и «косит» под нарушителя, значит, он и является нарушителем. Единственное преимущество, если Вы привыкли все вопросы решать на дороге с помощью купюры, то от данного типа водителей инспекторы, как правило, меньше всего боятся брать «подношения». Видимо, действует логика, что «арестант» привык нарушать закон и не будет жаловаться и заявлять о передаче взятки.

«Трусишки». Бояться представителей власти у нас в крови. Все мы родились в стране советов, наши же родители не только родились, но и воспитывались в Советском Союзе. Потому совершенно нормально, что, увидев человека в погонах, мы испытываем страх.

Кто-то может этот страх контролировать, а у кого-то это получается гораздо хуже. Водитель, увидев на дороге инспектора, начинает резко, рывками притормаживать, и, не отрываясь, смотрит на инспектора до самого момента остановки. При вынимании документов у него начинают дрожать пальцы, появляется заикание. Вроде бы человек умом понимает, что ничего не нарушил и все правила соблюдал, но неуверенность все же присутствует.

Как правило, таких водителей на дороге останавливают достаточно часто, однако все это обходится без последствий — правила они знают и соблюдают лучше всех. В редких случаях недобросовестные гаишники пытаются обвинить в совершении какого-то правонарушения, однако делают это без особого энтузиазма, т. к. на получение «мзды» рассчитывать не приходится.

Водителям данной категории я бы посоветовал один раз сесть и подробно разобраться в причинах, а точнее в отсутствии причин для страха перед сотрудниками ГИБДД. Как только Вы начнете спокойно на них реагировать, Вас станут гораздо реже останавливать, время проверки документов существенно сократится, а общение с гаишником будет в удовольствие.

 «Знайки». Это особый тип поведения. Именно они становятся авторами многочисленных роликов на YouTube. Данные ролики имеют следующие заголовки: «Беспредел гаишников», «Ментовский беспредел», «Гаишник в наглую нарушает закон» и т. д. Эти водители совершенно не боятся сотрудников полиции, а порой, наоборот, испытывают, мягко скажем, антипатию к ним.

Скажу честно, если в знании правил дорожного движения я еще могу с ними посоревноваться, то в знании Кодекса об административных правонарушениях, а тем более всех ведомственных приказов МВД и ГИБДД даже не стоит пробовать.

Без всякой насмешки, «знайки» очень образованы и хорошо знают свои права и обязанности инспектора. Однако недаром А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума». Зачастую эти знания используются водителями во вред. Во многих случаях гораздо проще предъявить инспектору водительское удостоверение и через пол минуты ехать по своим делам, чем потратить час, требуя от инспектора предъявления его удостоверения, карты маршрута патрулирования, паспорта и сертификата соответствия на «радар» и т. д. и т. п.

Каждый из нас наблюдал со стороны такую картину (либо сам участвовал в ней в качестве действующего лица). Взмах «полосатого жезла» — автомобиль не спеша останавливается через несколько десятков метров. Вовсе не из-за высокой скорости или скользкой дороги. «Знайка» дает понять инспектору, что знает об отсутствии точных нормативов по месту остановки.

После остановки водительское стекло открывается на 1-2 сантиметра. Музыка не убавляется. Подходит инспектор, начинается диалог. Если «знайка» в хорошем настроении, то после повторной просьбы инспектора нехотя покажет документы. Если же настроение у «знайки» не очень, между водителем и инспектором начинается спор, кто что должен и обязан.

Согласитесь, инспектора тоже можно понять. Если изначально он останавливал автомобиль только для проверки документов, то в ходе разговора у него возникло стойкое желание досмотреть машину, обыскать водителя и проверить на состояние опьянения. И сделать это максимально долго.

Не берусь судить: несет ли данный стиль поведения больше плюсов или минусов. Решайте сами!

«Уверенные». Чтобы быть уверенным, вовсе не обязательно чему-то специально учиться. Нужно быть самим собой, при этом не бояться сотрудника ГИБДД и не пытаться доказать инспектору его неграмотность.

Не удержусь сообщить, что это мой любимый тип поведения водителя, который я сам постоянно использую.

Единственная досада — очень редко останавливают гаишники. Они как будто чувствуют, что я настроен доброжелательно и отказываются останавливать мою машину, даже когда у них план перехват и когда они останавливают всех подряд.

Предвижу ехидный вопрос читателя: нет, у меня вовсе не розовый «Матиз» и не «Феррари» с номером «О 001ОО». За свою водительскую жизнь я сменил несколько машин разных марок и класса, на которых в общей сложности проехал около 300 000 км, и за все это время меня останавливали не более 20 раз. Во всех случаях остановка не занимала более 5 минут. Примерно в половине случаев у меня имело место отсутствие документов либо нарушение ПДД. И еще я не даю взятки. Из принципа. Ну и из страха оказаться в тюрьме на 8–10 лет.

Извините, я немного отвлекся.

Как ведет себя уверенный водитель? Увидев инспектора, продолжает движение, как ни в чем не бывало. Не начинает ускоряться либо чрезвычайно снижать скорость. Не меняет полосы. Не дергает руль в разные стороны. Если остановка произошла, останавливается вслед за инспектором. Не дожидаясь просьбы, выходит и подает весь пакет документов (водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО). Обращаю внимание, именно выходит и первым приветствует инспектора!

Не могу найти этому феномену рационального объяснения. Но в ситуации, когда водитель не выказывает раздражения своей остановкой, доброжелательно улыбается, без уговоров и напоминаний достает необходимые документы, видимо, у инспектора возникает какое-то внутренне желание «отблагодарить» такого водителя.

Столкнувшись в течение рабочей смены с несколькими «знайками» и «арестантами», прилично позлившись и понервничав, инспектор делает все возможное, чтобы вдруг не увидеть какое-то нарушение у «уверенного» водителя.

В такой ситуации в большинстве случаев гаишник даже не проверяет предъявленные документы. Желает удачной дороги и отдает честь.

Разумеется, на вежливую просьбу показать багажник я не отказываю. Рассуждаю следующим образом: если бы я вез что-то запрещенное, то был бы смысл отказываться и требовать все делать по закону (протокол, понятые, объяснение мотивов досмотра и т. д.). Однако у меня все «чисто». Так есть ли смысл спорить? Я потрачу свое время, время гаишника, которое он мог бы использовать на поимку преступников, террористов и прочих неблагонадежных товарищей.

К сожалению, будучи очень собранным и сконцентрированным в работе и в быту, я довольно рассеянный. Именно поэтому половину времени за рулем я провожу без водительского удостоверения, которое, как правило, лежит в портфеле, с которым я езжу на работу.

При одной из остановок я сразу сообщил об этом гаишнику, на что услышал: «Ничего страшного, скажите Ф. И. О., сейчас проверим по базе, если Вы не лишены, сразу поедете дальше». Не стал спорить. Назвал свои данные и через три минуты поехал дальше. Прощаясь, инспектор подбодрил меня: «Мы все люди, каждый может забыть».

Согласен, немного скучно! Но если Ваша жизнь и так полна впечатлениями и в ней отсутствует место для споров на дороге, настаиваю, что моя тактика подходит Вам больше всего.

Ну и, если перефразировать Игоря Рызова: «Вы ездите так, как умеете вести переговоры».

 

Автор статьи - Александр Щербинин 

Источник журнал «Мастер переговоров».

 

Хотите научиться вести переговоры не только с представителя ГИБДД?

Тогда приходите к нам на тренинг

Регистрируйтесь здесь.